Серия Monster Hunter при всей своей культовости в Японии пока не еще не смогла достигнуть невероятных высот на нашем, европейском, рынке. Хотя последние работы Capcom поистине впечатляют, ведь очевидно, что каждую новую часть игры у нас воспринимают с большим восторгом, нежели предыдущую. А ведь проектов по этой вселенной, основанной на противостоянии человечества и огромных монстров, в Европе вышло гораздо меньше, чем в Японии. Взять хотя бы невероятную в плане мультиплеера серию MH Frontier, которая игнорирует наш рынок чуть больше чем полностью, в то время как японцы с удовольствием в нее играют и даже оплачивают подписку, как в других крупных MMO проектах. Но не о продажах хотелось бы поговорить сегодня, а о том, как для нас развивалась серия, как она менялась и как пришла к той форме, которую нам преподнесли в последнем на данный момент проекте - Monster Hunter 4 Ultimate.
Стоит начать издалека, с эры Playstation 2. Первую игру, которая так и называлась - Monster Hunter, представили на выставке E3 без малого 12 лет назад, в 2003 году. Сейчас смотреть на тот демо-ролик без улыбки просто нельзя, ведь это был эксперимент и первый блин, как и положено, вышел у Capcom комом. Основная проблема заключалась в недоработках, багах и прочих шероховатостях, которые мешали играть. Наверное, поэтому настоящая слава пришла к серии лишь после того, как она перебралась на Playstation Portable в виде Monster Hunter Freedom. В Японии это произошло в 2005 году, а в Европе в 2006. Примечательно, что это был порт Monster Hunter G, дополненной версии 1-ой части, которая вышла только в Японии. Именно в этой версии появилась ставшая традиционной для серии кухня котов фелинов и ферма, в результате получилось, что для европейского рынка это были новые и очень интересные элементы игрового процесса, в то время как японцы уже успели с ними познакомиться. Кроме того, класс оружия «dual blades» появился именно в Monster Hunter G и, как следствие, в Monster Hunter Freedom. Ну и, конечно же, эта часть могла похвастаться сложным и запредельным G-рангом с невероятно тяжелыми квестами. С Monster Hunter G связано и еще одно интересное событие – это порт на Nintendo Wii, который вышел в 2009 году, ни много - ни мало спустя 4 года после релиза на Playstation 2.
Но слава Monster Hunter Freedom держалась не так долго, ведь Capcom почувствовали, что они поймали за хвост золотую виверну, поэтому необходимо было развивать свои идеи. Поскольку именно на PSP проект, что называется «зашел», следующую часть японские создатели охоты на монстров решили выпустить именно на портативной консоли Sony. Буквально спустя 2 года, в 2007 году, практически во всех регионах была выпушена Monster Hunter Freedom 2. Поскольку это был не просто порт, а полноценное продолжение, то и новшеств в игре было гораздо больше. Начать хотя бы с графики, которая была лучше, нежели у предшественницы. В игре пополнился бестиарий, в частности именно здесь появилась настоящая икона серии – летающая виверна Тайгрекс (Tigrex), а так же огромный, неповоротливый, но чрезвычайно мощный Акантор (Akantor). Помимо самих монстров в игру было добавлено множество различных предметов и материалов, но самым интересным из всех нововведений было оружие, которое до этого европейские игроки не видели. Capcom дали охотникам возможность использовать «gunlance» (копье-ружье), «long sword» (длинный меч - катана), «bow» (лук) и «hunting horn» (охотничий горн). Однако, в отличие от Monster Hunter 2 Dos, здесь не было G-ранга. «Что за Monster Hunter 2 Dos?» - спросите вы. Дело в том, что это еще одна игра для Playstation 2, которая проскочила мимо Европы. Вероятно, случилось это потому, что это был еще более масштабный эксперимент над возможностями серии, нежели G и Freedom. Во-первых – шокирующая возможность перемещаться между несколькими деревнями, во-вторых – времена года и смена времени суток, в-третьих – режим «игрок против игрока». Нет, не подумайте, охотники не получили возможность сражаться между собой, просто они сражались на арене с монстрами, так сказать, на скорость. Побеждал тот, кто первый убивал свое чудище. Но и это еще не все, в игре было много мелких непривычных изменений, которые впоследствии были вырезаны из Monster Hunter Freedom 2. К примеру, в этой части можно было комбинировать сразу 3 различных предмета, в то время как почти во всех играх серии комбинации делаются из 2-ух вещей. Так же в этой части были дополнительные задания для квестов, так называемые «subquests», которые тоже были убраны из игры и вернулись они спустя некоторое время лишь в Monster Hunter Tri.
Всего в Европе было локализовано 8 игр серии, каждая из которых относится к определенному поколению:
- 1-ое поколение: Monster Hunter (PS2), Monster Hunter Freedom (PSP);
- 2-ое поколение: Monster Hunter Freedom 2 (PSP), Monster Hunter Freedom Unite (PSP);
- 3-е поколение: Monster Hunter Tri (Wii), Monster Hunter 3 Ultimate (3DS, Wii U);
- 4-ое поколение: Monster Hunter 4 Ultimate (3DS);
- Ответвления серии: Monster Hunter Dynamic Hunting (мобильные устройства).
Но не будем убегать от хронологии. Итак, Monster Hunter 2 Dos появилась в 2006 в Японии, а Monster Hunter Freedom 2 в 2007. Оба проекта на родине лишь укрепили мнение Capcom о том, что они идут в правильном направлении развития. Но, как мы уже выяснили, от многих идей, реализованных в MH 2 Dos, разработчики почему-то решили отказаться, и в результате серия продолжила свой путь на PSP вместе со ставшей впоследствии эталонной Monster Hunter Freedom Unite. Япония получила эту невероятную часть серии в 2008 году, а Европа смогла окунуться в это путешествие длинной в 500 часов лишь в 2009. Откуда такие сумасшедшие цифры? На самом деле в игре можно было провести и куда больше времени (по сути Monster Hunter вообще не имеет конца, хотя до титров доиграть можно довольно быстро), а все потому, что Unite просто изобиловала контентом и могла похвастаться онлайновым мультиплеером! Именно в этой игре впервые появилась возможность брать с собой на охоту напарников в лице котов фелинов, а не только эксплуатировать этих усатых мурлыкающих животных на кухне в качестве поваров. В отличие от Monster Hunter Freedom 2 здесь посредством AdHoc, PSN и PlayStation 3 с LAN-соединением был реализован полноценный онлайновый мультиплеер. Именно он совместно с огромным количеством квестов и самым полным набором монстров за всю историю серии давал возможность окунуться в этот невероятный восточный социальный феномен кооперативной охоты. Конечно, онлайновые сражения с чудовищами были не в новинку, однако все это было на PlayStation 2, теперь же стало доступно и для портативного формата, хотя и не без танцев с бубном и PlayStation 3. Приятным моментом для многих игроков было то, что персонажа можно было переносить в Unite из предыдущих частей.
Время шло, Monster Hunter Freedom Unite продолжала быть успешной, но, конечно же, нужно было двигаться дальше, и Capcom решилась. Это была фактически номерная часть с подзаголовком Monster Hunter Tri, ее целевой платформой числилась PlayStation 3. Однако стоимость разработки не позволила Capcom решиться на версию для домашней платформы Sony, и игра спешно переехала на Nintendo Wii, которая ко дню выхода продалась в количестве 50 миллионов единиц по всему миру. Релиз игры состоялся в 2009 году в Японии, а Европа получила очередную порцию охоты на год позже, в 2010. Чем же могла порадовать Monster Hunter Tri? Ключевой особенностью этой части стало то, что Capcom попытались внедрить подводную охоту. Появились локации, по которым можно было только плавать, при этом механика боя была в некоторой степени переработана, однако сделано это было довольно деликатно, чтобы не отпугнуть старых фанатов. В результате получилось нечто своеобразное, что понравилось далеко не всем, ведь битвы под водой были куда менее динамичными, нежели агрессивные и привычные большинству сражения на суше. Напарника-фелина заменили на забавного человечка из народа шакалака по имени Ча-Ча. На этом новшества не закончились, ведь в третью часть было добавлено новое оружие класса «switch axe» (переключаемый в меч топор) и возможность отправляться в свободную охоту за пределы портовой деревни. Пополнился и бестиарий такими монстрами, как Qurupeco, Royal Ludroth, Barroth, Gobul, Great Baggi, Lagiacrus, Gigginox, Barioth, Uragaan, Agnaktor, Ceadeus, Jhen Mohran, Deviljho и Alatreon. Но, конечно, самым приятным был доступный онлайн режим, который достался европейским и северо-американским игрокам совершенно бесплатно, в то время как в Японии за игру по онлайну приходилось платить. Так за 30 дней игрокам надо было выложить – 800 Wii points, 60 дней стоили – 1500 Wii points, а за 90 дней взымали плату в размере 2000 Wii points. Приблизительная цена на 100 Wii points – $1. Подобный подход помог Capcom получить дополнительную прибыль с почитавших серию японцев и при этом привлечь еще больше западных игроков.
Следующая игра, Monster Hunter Portable 3rd , не заставила себя долго ждать, ведь вслед за августовским релизом Tri на Wii, 3-я портативная часть вышла на PSP. С одной стороны, в этом не было ничего удивительного, ведь на тот момент выпустить конкурентную, сильную игру на портативной консоли Nintendo DS было попросту невозможно из-за ее малой мощности. В новой игре было много нового, особенно по части монстров, ведь впервые в игре появились: Gargwa, Wroggi, Slagtoth, Glacial Agnaktor, Brute Tigrex, Great Wroggi, Lagombi, Nibelsnarf, Duramboros, Volvidon, Zinogre, Jade Barroth, Purple Ludroth, Green Nargacuga, Sand Barioth, Baleful, Steel Uragaan и Amatsumagatsuchi. Фелинов вернули в игру и, что примечательно, отныне охотники могли брать с собой не одного, а сразу двух котов. Добавилась новая деталь экипировки – амулеты, которые можно было добывать во время своих вылазок. Эти диковинные вещицы добавляли очки к различным навыкам. Онлайн все так же был возможен лишь при помощи PlayStation 3. Графически это была самая красивая версия среди портативных, однако в ней не было подводных боев, как в ее предшественнице на Wii, но при этом были те же локации, из которых просто убрали водные участки, но оставили некоторых монстров, которые ранее любили побиться с охотниками под водой. В этой части отсутствовал G-ранг и, надо признать, что это была самая приятная часть для соло-игры, и поэтому удивительным кажется то, что она не покинула пределов страны Восходящего Солнца. Да, вы все правильно поняли, Monster Hunter Portable 3rd так и не вышла ни в Европе, ни в Северной Америке. Однако фанатский перевод и взломанные PSP помогли многим опробовать данный проект. Впоследствии игра перебралась на PlayStation 3 в августе 2011 года, так и оставшись японским эксклюзивом.
За месяц до этого порта в Европе, как и во всем мире, вышел первый и на данный момент единственный из локализованных спин-оффов серии – Monster Hunter Dynamic Hunting. Вряд ли можно назвать интересным проект, который вышел на мобильных платформах. Механика игры была упрощена настолько, что в игре, по сути, остались лишь знакомые монстры, предметы, виды оружия и, в общем-то, все. Более значимые проекты (и куда более интересные), такие как Monster Hunter Hunting Card, MHD: Felyne Village и прочие прошли мимо нашего рынка. Сейчас Capcom работает сразу над двумя ответвлениями, первое – это очередная игра про охоту фелинов - Monster Hunter Dairy:Felyne Village DX, а вот второе – это очень красивый внешне проект под названием Monster Hunter Stories, который с некой долей вероятности может преподнести нам Monster Hunter в совсем ином свете. Обе игры не были анонсированы для европейского рынка, хотя есть небольшая надежда на то, что Monster Hunter Stories на самом деле окажется не слишком специфическим, и Capcom все-таки надумает отправить его к нам, гайдзинам. Одним из последних вышедших спин-оффов является Monster Hunter Spirits, который вышел 25 июня 2015 года. И это не просто игра, это полноценный аркадный автомат, который, как вы наверное догадались, можно опробовать лишь в Японии.
Мы вновь отклонились от европейских релизов, итак, после Monster Hunter Portable 3rd Capcom вновь решили сменить платформу и анонсировали Monster Hunter 3 Ultimate для Nintendo 3DS. Новая портативная консоль от Nintendo уже могла предоставить достаточно мощности для реализации игры и, наверное, поэтому анонс не заставил себя долго ждать. Игра представляла собой дополненную версию Monster Hunter Tri с Wii, и она, как и ее старшая сестра, вновь предлагала сразиться с монстрами под водой. Следуя новым тенденциям с двумя доступными для охоты фелинами, в Ultimate к шакалаке Ча-ча решено было добавить напарника, им стал представитель того же племени по имени Каямба. У этой парочки можно было повышать уровень дружбы, отправляясь с ними на квесты, соответственно, чем чаще мы сражались вместе с ними, тем лучшими помощниками они становились. Новым ключевым монстром игры стал «взрывной» Brachydios, который привнес в игру элемент под названием «slime», благодаря которому можно было сделать небольшой взрыв, если ударить монстра определенное количество раз, таким же образом мог взорваться и охотник, получив подобные повреждения. Сенсорное управление добавило возможность гораздо проще ориентироваться в инвентаре и использовать автонаведение камеры. Благодаря автонаведению охотиться стало проще, такое новшество уже давно напрашивалось в игру. Monster Hunter 3 Ultimate, к сожалению, не получила онлайнового режима, что несомненно огорчило многих игроков, правда ситуация немного изменилась после того, как была анонсирована Wii U версия - проект с поддержкой онлайна и совместной игры при помощи 3DS. Сохранения из портативной версии можно было переносить на домашнюю консоль и обратно. Хотя данная часть проигрывала по ряду показателей не теряющему популярность Unite, она во многом приблизилась к нему, но…Capcom анонсировала 4-ую номерную игру серии для 3DS.
Первый ролик Monster Hunter 4 поражал своими невероятными изменениями. Прыжки по стенам, оседлание монстров, удары в воздухе и столь желанный онлайновый режим! Но мало кто мог знать, что это лишь верхушка айсберга, и что Capcom готовить нечто доселе невиданное, игру, которая должна занять место Unite на пьедестале почета. Релиз 4-ой части показал, что Япония, наверное, никогда не устанет охотиться на монстров, ведь для счастья нужно немного – всего лишь небольшие изменения. Охотники Европы и Северной Америки затихли в ожидании локализации, но этого не произошло, ведь Capcom сделала, как она любит – анонсировала дополненную версию Monster Hunter 4 Ultimate и именно ее решила издать в других регионах, точно так же, как и на родине. Оценки западных критиков показали, что у Capcom все получилось, то же самое подтвердили и продажи. Но что? Что такого особенного? Трудно перечислить добрые полсотни мелких нововведений, хотя по самым крупным стоит пробежаться. Самый большой набор монстров за историю серии, тонны контента (больше, чем в Unite), онлайн, G-арена, 180 наград, 2 новых типа оружия, возможность бить в прыжке, карабкаться по стенам, сбивать монстра с ног и залазить ему на спину, мини-игры, лагерь котов, карта мира, несколько деревень, экспедиции, вытачивание максимально улучшенного оружия, плавка амулетов, полноценный сюжет… и так далее. После консерватизма, продолжавшегося почти 12 лет, после долгих поисков, неудачных геймплейных решений и некоторой «конвеерности» - это настоящий глоток свежего воздуха и новый король серий, занявший трон.
И сейчас бы впору засмеяться по одной причине - X, вернее Monster Hunter X. Ролик Capcom уже показали, и в данный момент игра находится на стадии разработки, создается она для Nintendo 3DS. Вероятно, разрабатываться она начала уже довольно давно, поскольку уже зимой японские охотники смогут опробовать этот уже сейчас кажущийся безоговорочным шедевр. Первый трейлер игры вызывает такие же эмоции, какие вызывали в свое время первые геймплейные кадры 4-ой части. И Monster Hunter X предложит то, что мы могли получить от последней части серии, но только больше, краше и круче. В Capcom на этот раз решили полностью пошатнуть устои и поменять принцип использования оружия. На словах может показаться, что это катастрофа, однако, то, что нам уже показали, идет вразрез с этим понятием. Это без лишних слов великолепно. Но есть одно большое «но». Никакой информации о западном релизе, а ведь о нем все фанаты охоты за пределами Японии теперь просто-напросто грезят. То, каким путем Capcom пошла после Monster Hunter Ultimate 3 – впечатляет. Ведь однообразие стало настолько явным уже во времена Monster Hunter Portable 3rd, так что Capcom рано или поздно пришлось бы вернуться на путь экспериментов. Тут разработчикам помогли еще самые первые попытки улучшить их шедевр. Речь в первую очередь о системе нескольких деревень из MH2 Dos, которая была улучшена и добавлена в MH4 Ultimate и вскоре будет добавлена в MHX. Опыт с MH4 Ultimate помог команде понять, что серии есть куда расти и что новшества будут приятны и интересны игрокам, поэтому сейчас стоит ждать от Capcom новых высот вместе с Monster Hunter X, который, мы надеемся, доберется и до нас.
Полезные ссылки:
- Наш обзор Monster Hunter 3 Ultimate
- Наш обзор Monster Hunter 4 Ultimate
- Плейлист Monster Hunter 4 Ultimate на нашем Youtube канале
- Интересные статьи о сложностях локализации Monster Hunter: часть 1 и часть 2
- Много интересной информации о Monster Hunter X
- Здесь можно договориться о совместной игре